Изначально производство соломенных пеллет в Украине было ориентировано на экспорт в Евросоюз. Причины вполне очевидны – соседство нашей страны с крупнейшими европейскими потребителями твердого биотоплива, а также слабо развитая инфраструктура собственного рынка. По истечении более десяти лет внутренний рынок соломенных пеллет по-прежнему находится в зачаточном состоянии. И если раньше украинских производителей такое положение вещей не особо волновало, то сейчас, после резкого снижения цен на топливные пеллеты в Европе, ситуация резко изменилась.
Сегодня отечественные компании, торгующие соломенным биотопливом, вынуждены лихорадочно осваивать внутреннй рынок. Может оно и к лучшему – ведь Украине с ее постоянно дорожающим газом было бы неплохо ускорить темпы перехода на альтернативные энергоресурсы. Однако все не так просто. По словам производителей соломенного топлива, украинцы и рады покупать их продукцию, но одного желания оказывается недостаточно.
C данным вопросом специалисты Украинского биотопливного портала pelleta.com.ua обратились к производителям и владельцам пеллетных заводов, представленных в Базе производителей пеллет из соломы 2009-2013. В результате неоднократно было услышано мнение о том, что в стране рынок пеллет из соломы по-прежнему не сформирован. По словам Евгения Панченко, представителя коммерческого отдела ЧП "Бизон-Тех 2006" (Запорожье), после падения цен на пеллеты в Польше и других европейских государствах их компания пытается перейти на Украинский рынок, но пока это не очень получается. Как утверждает г-н Панченко, основная проблема в том, что в нашей стране проблематично купить и установить оборудование для сжигания соломенного топлива. Котлы приходится задорого приобретать и привозить из-за рубежа, так как Украине их почти не продают.
Маркетологи Ураинского биотопливного портала также выяснили, что еще одна проблема, мешающая ведению бизнеса по производству соломенных пеллет в Украине, – появление на внутреннем рынке все большего числа посредников, которые постоянно сбивают цены и мешают напрямую работать с реальными покупателями. Помимо этого, сегодня в Украине происходит перераспределение рынка, в результате чего большинство тендеров на отопление бюджетных организаций выигрывают крупные донецкие компании, а мелкие и средние предприятия остаются не у дел.
Такое положение вещей зачастую вынуждает отечественных производителей закрывать или приостанавливать пеллетные заводы. Особенно это актуально для компаний, находящихся вдалеке от границы с Европой, для которых из-за дополнительных транспортных расходов бизнес перестает быть рентабельным.