Рапс является одной из наиболее важной составляющей в суммарном экспорте аграрного сектора Украины. Так, в 2009 году экспорт рапса достиг показателя в 5% от общих отгрузок в ЕС сырья растительного и животного происхождения.
Однако в относительно недалеком будущем европейские ворота могут закрыться перед украинскими производителями рапса в связи с несоблюдением условий Директивы о возобновляемых источниках энергии (Директивы 2009/28/ЕС). Так, только то биотопливо, которое соответсвуют определенным критериям устойчивости, может быть частью программы по преследованию государственных целей и выполнению обязательств стран ЕС по применению ВИЭ и, кроме того, может дополнительно финансироваться.
Одной из основ, в соответствии с которой устанавливается критерий устойчивости – минимизация пороговых сокращений парниковых газов при использовании ВИЭ по сравнению с тем же параметром при применении традиционных ископаемых источников энергии.
На сегодняшний день данный порог составляет 35%, и на пути к его достижению уже были изменены некоторые технологии при использовании отдельного биотоплива (в частности, биодизеля на основе пальмового масла и сои).
Что касается рапса, то «значение по умолчанию» при выработке биодизеля на его основе находится на уровне 38%. Следовательно, на протяжении нескольких следующих лет у экспортеров рапса из СНГ (Украина, Россия, Беларусь, Молдова и др.) могут беспрепятственно вывозить рапс в страны ЕС. Отметим, что в соответствии с Директивой о ВИЭ, «значение по умолчанию» будут обновляться путем новых исследований и расчетов каждые два года, начиная с 2012 года.
Ситуация может существенно ухудшится в 2017 году, так как именно на этот года Директива о ВИЭ установила пороговое сокращение выбросов в размере 50% (на 2018 год – до 60%). Целями планомерного увеличения показателя являются защита окружающей среды и борьба против изменения климата. О программе по сокращению вредных выбросов органы ЕС заявляли еще в 2009 году, однако если экспортеры рапса не будут предпринимать никаких мер по данному вопросу, 2017 год может стать неприятным сюрпризом для многих.
Так, в настоящее время украинская сторона малоактивна в сотрудничестве с ЕС относительно снижения уровня выбросов. Наиболее заметна совместная деятельность Института экономических исследований и политических консультаций (ИЭИПК) и Немецко-украинского аграрного диалога (НУАД). В середине прошлого года издан информационный бюллетень «Требования устойчивости к биотопливу в ЕС: последствия для производителей сырья в Украине». В текущем году немецкие эксперты из общества GIZ обнародовали данные пилотных исследований, касающихся выбросов парниковых газов при производстве наиболее распространенных в сельскохозяйственной отрасли Украины культур – семян рапса и кукурузы. Также критерием выбора служила популярность сырья среди европейских импортеров и производителей биотоплива.
GIZ сообщает, что расчеты, в которых учитывались данные реальных с/х предприятий-производителей рапса и кукурузы проводились впервые, при этом при исследовании не учитывались транспортные выбросы при поставке материала, видимо, из-за того, что в Директиве о ВИЭ они включены в отдельную статью и содержат поставку конечному покупателю.
GIZ указывает на то, что результаты исследований должны служить для украинских компаний предупредительным сигналом к тому, что следует активно работать над снижением выбросов ПГ при производстве.
Особенно болезненным вопрос по выбросам может быть для компаний, выращивающих рапс. Так, в соответствии с расчетами GIZ, при оптимистичном сценарии развития событий предприятия могут уменьшить уровень сокращения выбросов ПГ на 37%, пессимистичный прогноз указывает на цифру 19%. При этом при производстве семян рапса наибольший процент загрязнения приходится на использование дизельного топлива в машинах, применение пестицидов и удобрений, основным «загрязнителем» серди которых является азотосодержащие удобрения.
Следовательно, производителям рапса, которые планируют экспортировать рапс в 2017 году, будут вынуждены делать реальные расчеты, так как «значение по умолчанию», которое используется сейчас, меньше 50%, установленные Директивой ЕС о ВИЭ.
Что касается кукурузы, то здесь картина более оптимистичная. По результатам расчетов GIZ, производители кукурузы могут снизить выбросы парниковых газов на 35% и даже на 50%. Но достичь показателя 60% (требуется Директивой к 2018 году) будет достаточно проблематично. Как показывают исследования GIZ, при оптимистичном сценарии снижение составит 58%, при пессимистичном – 47%. Основные источники загрязнения те же, что и при производстве рапса: дизель, удобрения, пестициды.
Касательно кукурузы, важно отметить, что «значение по умолчанию» определяются только для той кукурузы, которая была выращена в странах ЕС. Поэтому для определения сокращения выбросов ПГ украинским компаниям необходимо делать реальные расчеты, что и сделали эксперты из GIZ, проанализировав производства кукурузы на нескольких украинских предприятиях. Второй вариант: сотрудничество ЕС с третьими странами, например, с Украиной для определения «значения по умолчанию». Отметим, что для рапса применимо «значение по умолчанию», установленное Директивой.
К 2017 году у производителей рапса еще есть время, если обратить на данную проблему внимание и начать предпринимать определенные действия по планомерному сокращению выбросов парниковых газов. И активность должны проявлять не только сами с/х компании, но и органы государственной власти, курирующие сельскохозяйственную отрасль. Однако если отношение к вопросу о выбросах будет соответствовать текущему, то экспортеры рапса в будущем столкнутся с серьезными проблемами.
В первую очередь необходимо снизить выбросы со стороны основных составляющих загрязнения: транспорт (применение ДТ), а также азотосодержащие минеральные удобрения. Из-за последних выбросы ПГ увеличиваются в 2 раза: в соответствии с расчетами Директивы о ВИЭ, азотные удобрения являются причиной не только выбросов N2O (имеют большой парниковый эффект) в полях, но и практически того же количества выбросов, которое образовалось при их производстве, где газ используется как сырье и источник энергии. Важно, что достижение сокращения выбросов труднодостижимо без внедрения современного менеджмента на с/х производствах, который обеспечит оптимизировать необходимые процессы.
Кроме того, для стабильности поставок рапса в ЕС экспортерам следует более тесно взаимодействовать с европейскими контрагентами, которые не в меньшей степени заинтересованы в закупке украинского рапса для дальнейшей переработки. Непрерывная совместная работа позволит решать некоторые неточности и несоответствия. Например, во время создания Директивы о ВИЭ было разногласие на стадии переработки в 6г СО2-эквивалента на МДж энергии биотоплива, что составляет 7% сокращений.
В то же время не стоит забывать и возможности наступления пессимистичного сценария на экспортном рынке рапса, и поэтому уже сейчас необходимо проводить исследования по выявлению альтернативных энергетических культур, которые могли бы заменить рапс и при этом не приводить к значительным выбросам ПГ. На этой стадии также необходимо тесное сотрудничество с европейскими научными организациями.
Выводы, которые были сделаны на основании проведенных расчетов немецкими экспертами, можно использовать и относительно к другим государствам, в которых наблюдается похожая ситуация в сельскохозяйственной отрасли.